Монументальная живопись (1699-1702 гг.)
Опустошенный пожаром в 1696 году Знаменский собор не был восстановлен, по причине отсутствия средств, до 1698 года. Инициатива возобновления собора и украшения его настенной живописью в интерьере, на фасадах, а также иконостасом, принадлежит митрополиту Иову, назначенному на Новгородскую кафедру в 1697 году и знаменитому протопопу Авраамию, приступившему к сбору народных пожертвований.
Первым вкладчиком стал сам митрополит Иов, в числе именитых жертвователей были – царь Петр I, его сын, царевич Алексей, князья Трубецкие, Щербатовы, бояре Стрешневы, Нарышкины, Головины и «другие многие всякого чина люди».
Монументальная живопись Знаменского собора была исполнена артелью из 30 мастеров во главе с костромичем Иваном Бахматовым и золотописцем Посольского приказа, москвичем Федором Юрьевым. Той же артелью выполнялись иконы для иконостаса, «да около столпов в киотахъ шесть образовъ».
Работы по украшению собора, начатые в 1699 году под личным наблюдением митрополита Иова, были завершены 13 сентября 1702 года, о чем свидетельствовала храмозданная надпись на южной стене, фрагменты которой сохраняются и поныне. В том же тексте указано на посвящение храма – «Во славу святыя, единосущныя, животворящия и нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, в похвалу же и честь скорыя Помощницы и Заступницы,.. Владычицы нашея Богородицы», определившее тем самым основную идею всего ансамбля стенописи.
В основе замысла всей системы росписи – прославление Троицы, ее божественной Премудрости – явленной в сотворении мира, деяниях Христа, апостолов, становлении земной Церкви, определившей путь спасения человечества.
Догмат Троицы, как основной, входит во все христианские Символы веры; из него вытекают, на нем основаны главные догматы церкви: воплощения (очеловечения), искупления, спасения (воскресения).
Изображения Троицы – Отечества размещены на всех центральных сводах (купольном; восточном, южном, северном, западном) в соответствии с последовательностью стихов христианского Символа Веры.
На южной и северной стенах, в двух верхних регистрах, исполнены сцены деяний Христа и апостолов, два нижних регистра на тех же стенах занимают композиции на тему Акафиста Богоматери – гимна, восхваляющего Богородицу.
Стенопись собора является своеобразной иллюстрацией христианского кредо – Символа Веры, главных его догматов, в контексте с которыми развита тема – «Церковь соборная и апостольская», представленная композициями деяний Христа и апостолов, сценами Акафиста. Последний стих текста Символа Веры – «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века№ получил раскрытие в величественной композиции Страшного суда, занимающей всю западную стену и логически завершающей программу живописи Знаменского собора.
Каноническому ритуалу и символике христианских служб посвящена живопись восточных помещений храма: алтаря, дьяконника, жертвенника.
В соответствии с требованиями заказа на стенах и столбах были исполнены изображения местных святых: Антония Римлянина, Варлаама Хутынского, архиепископов: Евфимия, Иоанна, Моисея, Ионы, а также сцены (на откосах южного окна западной стены) из жития праведного Иова – патрона новгородского митрополита Иова – одного из авторов-составителей сложной, богословско-догматической программы всего ансамбля храмовой росписи.
Живопись Знаменского собора выполнена в традициях костромской школы. Сложные по содержанию сцены выражены спокойными, эпически-ясными композициями. Живописная и графическая основы взаимно уравновешены. Рисунок свободный, уверенный, обобщенный. Создаваемые образы отличаются эмоциональной и духовной выразительностью, реализмом психологических характеристик.
Первоначальный колорит стенописи претерпел сильные изменения в результате пожаров, а также разрушения собора в годы войны. Суженная, с преобладанием красно-коричневых тонов, современная палитра имеет мало общего с изысканной авторской цветовой гаммой, свойственной костромским мастерам.
Реставрация монументальной живописи, завершенная в основном объеме собора (1966-1988 гг.) будет продолжена в его галереях.
Работы выполняют художники-реставраторы Новгородской СНРПМ.
Алтарь.
1. «Да молчит всякая плоть…».
Жертвенник.
«София».
Северная стена.
12. Кондак 5. «Боготечную звезду узревше…».
13. Икос 5. «Видевши отроци…».
Северная стена.
14. Кондак 6. «Проповедници богоноснии…».
15. Икос 6. «Возсиявый во Египте…».
Северная стена.
17. Икос. 7. «Новую показа тварь…».
Северная стена.
18. Икос 10. «Стена еси давам…».
Северная стена.
19. Кондак 11. «Пение всякое побеждается…».
Северная стена.
20. Икос 11. «Светоприемную свещу…».
21. Кондак 12. «Благодать дати восхотев…».
Северная стена.
22. Икос 12. «Поюще Твое Рождество…».
Южная стена.
13. Кондак 2. «Видяще Святая…».
Южная стена.
14. Икос 2. «Разум недоразумеваемый…».
Южная стена.
18. Кондак 8. «Странное Рождество видевше…».
Южная стена.
19. Икос 8. «Весь бе в нижних и вышних…».
Южная стена.
21. Икос 9. «Ветия многовещанныя…».
22. Кондак 10. «Спаси хотя мир…».
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: